Волонтёрство

Волонтерско-лидерская  группа «Life»

К началу 21 века новые стратегические ориентиры модернизации общества существенно изменили роль образовательного сектора, повысили ожидаемый вклад науки и образования в развитие всех сфер экономики, политики, культуры. Развитие и обновление образования способствует выявлению и осмыслению новых культурных смыслов учебно-воспитательной деятельности, направленной на формирование гуманной, духовно богатой и творческой личности, которая свободна в выборе способов своей деятельности, общения, своих жизненных перспектив.

Переход на новые Федеральные государственные образовательные стандарты диктует необходимость формирования общих и профессиональных компетенций. В воспитательной работе образовательной организации уделяется много внимания для успешного и эффективного формирования компетенций. Одним из важнейших направлений воспитательного процесса является профилактическая работа. К сожалению, в обществе сильны негативные проявления: наркомания, алкоголизм, половая распущенность, межнациональная нетерпимость и т.д. Особенно актуальны данные проблемы в подростковой и молодёжной среде.

За последнее время  произошло снижение среднего возраста наркозависимых до 18 лет. Первое знакомство с наркотиками  часто происходит в возрасте до 14 лет! Сейчас только по официальным данным в России более 2-х миллионов наркоманов, каждый 4-ый из них – подросток. При этом надо понимать, что число употребляющих наркотики и не имеющих официального диагноза «наркомания» значительно больше. Этот факт признают как медицинские  работники, так и сотрудники  органов Госнаркоконтроля. 80% учащейся молодежи, как юношей,  так и девушек, с той или иной частотой употребляют алкогольную продукцию, включая пиво. Возраст первого знакомства с данной токсичной продукцией еще  моложе – 10-11 лет.

Таким образом, анализ проблем современной молодежи свидетельствует о наличии негативных тенденций в ее социальном становлении и развитии. Общеизвестно, что без здорового во всех отношениях молодого поколения нет будущего ни у отдельной семьи, ни у общества в целом. Это говорит о необходимости более пристального внимания как к решению молодежных проблем, так и к предупреждению их возникновения.

Профилактическая деятельность в рамках альтернативной употреблению ПАВ активности успешна в том случае, ели она учитывает базовые теоретические концепции профилактики. К базовым теоретическим концепциям профилактики следует отнести комплекс теоретических разработок, в основе которых лежат: теория социального научения и самоэффективности, а также теория продвижения к здоровью (Альберт Бандура); теория проблемного поведения р. Джессора; концепция здорового жизненного стиля (Всемирная Организация здравоохранения); теория жизненных навыков Ботвина; мотивационная теория постадийного изменения поведения; трансакциональная теория стресса и копинг Лазаруса и др.

В настоящее время используются различные концептуальные подходы к профилактической работе. При ближайшем рассмотрении концепции могут быть разделены на три направления в соответствии с тремя ведущими целями:

1) устранение факторов риска

2) развитие личностных ресурсов

3) создание поддерживающей среды.

Первый подход, ориентированный на устранение факторов риска чаще всего реализуется на практике. В этом случае перед специалистами стоит задача раннего выявления и устранения неблагоприятных факторов, повышающих вероятность поведенческих девиаций, например повышенной тревожности или низкого статуса подростка в группе сверстников.

В современной психологической теории и  практике заметно большее внимание уделяется концептуальной модели, нацеленной на развитие внутриличностных ресурсов, например стессоустойчивости или социальной компетентности. Здесь особую популярность приобрела идея формирования копинг-поведения – эффективных стратегий совладания со стрессом.

Третий подход, ориентированный на создание развивающей социальной среды, например, творческого  волонтерского студенческого коллектива, является наиболее перспективным, но одновременно и наиболее сложным для практической реализации.

Волонтерское движение – это объединение добровольцев, цель деятельности которых – решение социально значимых проблем. Такой проблемой на данный момент в городе и в Техникуме является и борьба с распространением потребления ПАВ.

Волонтеры, являясь связующим звеном между взрослыми и молодежью, заполняют пустующую профилактическую нишу, но не подменяя при этом специалистов, а дополняя их, обеспечивая более широкий охват студенчества.

Цели волонтерского движения в Техникуме:

  1. формирование у студентов стойкой негативной установки по отношению к употреблению ПАВ как способу решения своих проблем или проведения досуга;
  2. ориентация на позитивные социальные и личные ценности через вовлечение студентов работу по профилактике потребления ПАВ;

 

  1. профилактика девиантного поведения студентов Техникума;
  2. пропаганда здорового образа жизни;
  3. подъём социальной активности студентов.

 

Задачи волонтерского движения:

  1. Создание и развитие волонтерского движения в Техникуме.
  2. Организация мероприятий, способствующих ориентации студентов на здоровый и безопасный образ жизни.
  3. Привлечение к профилактической работе наибольшего числа студентов, а также родителей.

Основой волонтерского движения является методика «равный – равному». Определение «метод «равный-равному» приобрело распространение в связи с признанием эффективности результатов внедрения проектов популяризации здорового образа жизни в странах Европейского содружества и других стран мира. Понятие «методика «равный-равному» базируется на том, что главное участие в распространении знаний принимает сама молодежь.

Преимущества методики «равный-равному» состоят в том, что подростковая среда является естественной социокультурной средой для ровесников, доступность к которой взрослым ограничена возрастом, социальным статусом, языком, стилями коммуникаций и эффективностью влияний. Студентам предоставляется роль экспертов и инициаторов профилактического влияния на ровесников, они приобретают опыт положительного влияния на личности и группы, учат и мотивируют своих ровесников на здоровый образ жизни.

Обучение здоровому образу жизни по методу «равный-равному» — это общественно полезная деятельность молодежи, которая состоит в передаче знаний, умений и навыков здорового образа жизни и оказывает содействие предотвращению распространения табакокурения, алкоголизма, наркомании, ВИЧ/СПИДа, ИППП и других отрицательных явлений.

Мероприятия, проведенные волонтерской группой Техникума «Life»:

  1. информационно-развлекательная программа «Твой правильный выбор»
  2. профилактическая молодежная акция «Нет наркотикам!»
  3. флеш-мобы
  4. показ фильма и дискуссия на тему «Мое будущее»
  5. благотворительная акция в поддержку детей из Центра «Садко»

Ежегодно команда студентов Техникума  участвует в городском марафоне среди волонтерско-лидерских групп «Жизнь – это множество дорог», в рамках городской акции «Новый Уренгой – за здоровый образ жизни!». На суд представляется информационно-развлекательная программа «Твой выбор» с элементами инсценировки, вокала, показа видеофильмов, проведением дискуссии, флеш-мобом, выступлением агитбригады. Такой вид работы, когда агитацию проводят сами студенты, безусловно, вызывает больший отклик у аудитории, имеет большую профилактическую ценность, но требует повышенных материальных, временных и психо-эмоциональных затрат от руководителя волонтерской группы.

Эффективность проведенных мероприятий мы оценивали с помощью метода  анкетирования в сравнении с предыдущими годами, когда волонтерская группа не принимала участия в проведении акций. Студенты подтвердили, что проведенные волонтерами акции повысили интерес, эффективность профилактической работы в целом.

Список волонтерской группы 2017-2018

Фамилия, Имя Группа
1. Клевакина Екатерина — руководитель ЭК-16
2. Ваккер Игорь ЭЛ-15
3. Гатиятуллин Инсаф ЭГ-15
4. Гордеева Ярослава ЭГ-16
5. Готфрид Али ЭК-16
6. Иванов Данила АП-16
7. Копьёв Данила ЭМ-16
8. Лопата Дарья ЭК-15
9. Марковская Ирина ПН-15
10. Михалева Анна ЭК-16
11. Мусаев Шамсудин АП-16
12. Мусаева Малахат ПН-15
13. Нетесова Наталья ЭК-16
14. Решетов Данила ЭМ-17
15. Сергеев Игорь АП-16
16. Смирнов Александр ЭГ-15
17. Соснов Владислав ЭМ-16
18. Супрун Дмитрий ЭМ-16
19. Такаев Рустам АП-14
20. Тимофеева Полина ПН-15
21. Трофимов Дмитрий ЭМ-16
22. Фоменко Алексей ЭМ-15
23. Фомичева Виктория ЭК-16
24. Цокаев Адлан АП-16
25. Цуканов Кирилл АП-16
26. Шумский Евгений ЭГ-16

IMG_1259 IMG_4091 IMG_5066 IMG_8557 P3026529 Изображение 011